Издательство «Штучка»

Вы еще ничего не выбрали в корзину
Стихи и рифма — зачем они ребенку?

Стихи и рифма — зачем они ребенку?

Дзень-дзелень

Здесь и далее — иллюстрации из сборника «Де ті ґави?»

Любая мама, сходившая с малышом на занятия по раннему развитию, знает, что в какой-то момент (чаще всего в начале) все садятся в круг и вместе читают стихи или поют песенки, часто сопровождая их какими-то несложными действиями.

Многие родители и у себя дома поют детям потешки и колыбельные, особенно те, что помнят из своего детства.

На первый взгляд может показаться, что мы делаем это забавы ради, однако у стихов есть более глубинное, скрытое предназначение — помогать детям осваивать ряд ценных навыков.

По случаю выхода нашей новой книги стихов «Де ті ґави?» авторства И. Гарванко с иллюстрациями М. Левчук, мы рассмотрим, почему так важно читать деткам стихи, и особенно такие классные, как в этой книжке!

Развитие речи

Слушая рифмованный текст, ребенок улавливает диапазон звуков, отличный от привычной, каждодневной речи. Распевное, ритмичное начитывание стихов знакомит малыша с новыми способами управления голосом: можно говорить громче и тише, быстрее и медленнее, с различными интонациями.

Читая стихи вслух, особенно вместе с кем-то, дети получают возможность спокойно попрактиковаться в условиях, когда никто не будет их поправлять или ругать за ошибку, когда не страшно, если тебя не поймут. Детские стишки предлагают и нестандартные способы использования родного языка, например, путем необычного порядка слов в предложении или включения старомодных, вышедших из употребления слов. Если в вашей семье растет билингвальный ребенок, стихи могут стимулировать интерес к изучению обоих языков.

Ранние навыки чтения

Хлопчик-усезнайко

Детские стишки также помогают освоить принципы построения повествования. Обычно у истории в стихах есть четкое начало, средина и конец, благодаря чему юный читатель понимает, чего ему ожидать. Понимание причинно-следственной связи событий — ключевой навык, без которого нельзя переходить к чтению более длинных, сложных текстов.

Вспомним стихотворение «Зайчик в тернині» М. Підпрянки:

Скочив зайчик в тернину
І роздер кожушину.
Йде лисичку просити
Кожушину зашити.

А лисичка регоче,
Зашивати не хоче.
— Де ти був? Нащо дер?
Ходи в дранім тепер!

Біжить зайчик до мами,
Зайшли очка сльозами:
— Мамо, люба, не бийте!..
Кожушину зашийте!

Мама сина не била,
Кожушину зашила.
Зайчик очка обтер —
І знов скаче тепер.

Здесь мы видим начало истории — зайчик разодрал кожух. Середина — он пошел просить помощи у лисы, а она ему отказала. Концовка — добрая мама не стала ругать, зашила кожух, и все опять стало хорошо. Обращение к маме на «вы», не свойственное современным детям, придает стихотворению дополнительный стиль народности, историчности.

Ранние навыки письма

По мере того, как ребенок растет и пробует писать свои рассказы и стишки, ранний опыт прослушивания поэзии помогает ему подходить к письму творчески, пробуя разные техники, «играя» с языком. Некоторые стихи концентрируются именно на изучении букв, слогов.

Например, в сборнике «Де ті ґави?» есть следующее стихотворение:

Магазин літер

Магазн літер


Якщо от бува,
Дитя мале не каже «ма»,
То просять загорнути букви
«м» і «а».

А як траплялось,
Що нема простого слова «ні»,
То враз питали, чи немає
«н» та «і».

Або як от тепер
Згубилась буква «р»,
Задаром віддавали
Без проблем.

Необычный стихотворный размер позволяет делать ударение на отдельных буквах, подчеркивая их звучание, рифмуя их с самостоятельными словами.

Учимся считать

Во многих детских стихах, в частности, в считалочках, ведется устный счет в пределах десяти.

Раз, два, три, чотири, п'ять!
Вийшов зайчик погулять.
Як нам бути, що робити?
Треба зайчика зловити.
Будем знову рахувати:
Раз, два, три, чотири, п'ять.
Зараз я іду шукать!

В некоторых произведениях даже преподносятся более сложные концепции: счет наоборот, размер, деление на пары и пр.

СКІЛЬКИ БУДЕ?

По дорозі цуцик біг.
Скільки цуцик має ніг?
Почали усі лічити.
Десять вийшло у Микити.

А Федько сказав усім:
Цуцик ніжок має сім.
Ще лічила довго Люда:
Дві та дві — це ж скільки буде?

Г. Демченко

Физическое развитие

Детские стишки и потешки часто содержат в себе призывы к физической активности: поднять ручки, похлопать в ладошки, попрыгать и пр. Дети с удовольствием учатся не только владеть своим телом, но и двигаться ритмично, в такт стихотворению.

Развитие памяти

Прослушивая один и тот же куплет по нескольку раз (как бы нам, родителям, ни надоедало читать одно и то же) перед сном, во время купания, в детском саду перед тихим часом, дети поневоле учат его наизусть. Так они развивают область мозга, ответственную за механическое запоминание и даже долговременную память (некоторые стихи мы запоминаем на всю жизнь).

Социальное взаимодействие

Питання лиш одне

Чтение стихов или распевание песенок хором — традиционное занятие в группах раннего развития, детских центрах и садиках. Далеко не все дошкольники получают удовольствие от интенсивного взаимодействия с другими детьми и совместной игры, часто предпочитая играть в одиночку или рядом с другими, не вовлекаясь в их процесс. Возможность подпевать или повторять отдельные предложения вместе с небольшой группой ровесников — отличный повод убедиться, что играть и веселиться вместе тоже бывает интересно.

Родители и воспитатели тоже получают шанс на взаимодействие с ребенком через ненавязчивый физический контакт: читая стихи, можно смотреть друг другу в глаза, улыбаться, строить гримасы, браться за руки, считать пальчики на руках.

Если какой-то стишок особенно пришелся ребенку по душе, то его можно рассказывать, когда малыш волнуется, расстроен или долго не может успокоиться после насыщенного дня.

Старинные, народные песенки и стихи — прекрасный инструмент для обучения родному языку, культуре, обычаям; для развития самоидентификации, чувства принадлежности к роду.

Какие бы стихи вы ни выбрали для чтения своим деткам, можете быть уверены, что тем самым помогаете им развивать навыки, которые точно пригодятся им во взрослом возрасте.

А самое приятное, что вы делаете это с удовольствием!

Оксана Савостіна Оксана Савостіна
24 января 2021 года