Издательство «Штучка»

Вы еще ничего не выбрали в корзину
Какую книгу выбрать?

Скорочтение: стоит ли переживать по поводу количества слов в минуту?

Навіщо перейматися через швидкість читання?

В наших школах, как и в школах других стран, существуют средние нормативы по скорости чтения. Ниже представлена сравнительная таблица среднего количества слов в минуту, которые успевает прочитать школьник младших классов в Украине и других странах.

Страна, язык Слов в минуту, чтение вслух к концу начальной школы
США (английский) 115 — 140
Италия (итальянский) 116 — 124
Индия (хинди) 62 — 64
Бразилия (португальський) 93 — 96
Украина > 95

А насколько быстро читают взрослые?

А насколько быстро читают взрослые?

В августе 2012 г. исследование, проведеное Сюзанной Трауцеттель-Клосински и Клаусом Дьетцем, дало следующие результаты усредненной скорости чтения взрослого человека с разбивкой по языкам. Очевидно, что эта скорость очень сильно зависит от структуры языка и длины слов (в китайском и японском слова в привычном нам понимании попросту отсутствуют).

Язык Слов в минуту Слогов Символов
Арабский 119.2 292.7 528.2
Китайский 95 153 153
Английский 153.5 210.7 664.5
Французский 133.5 205.8 681.4
Немецкий 132.2 226.5 678.5
Итальянский 134.8 291.6 683.3
Польский 126.8 270.4 699.5
Русский 126.5 301.7 678.4
Турецкий 109.3 293.6 696.1

Зачем читать быстро?

Важно ли ребенку читать быстро?

Существуют теоретические основания считать, что слишком медленное чтение, а вернее, отсутствие навыков беглого чтения, затрудняет понимание. Прочитывание одного слова за раз, с паузами между словами, делает извлечение информации в объёме больше этого слова (максимум предыдущего) почти невыполнимой задачей. Дело в том, что кратковременная память имеет ограниченный запас, так что замедление потока информации приводит к переполнению этого хранилища. Это как если бы вы пытались рассмотреть монументальное художественное полотно через квадратное отверстие размером 3 x 3 см. Текст просто теряет общий смысл. Также ненормально низкий темп приводит к потере интереса и внимания: ребенок задумывается, отвлекается и даже встаёт и уходит по другим делам.

Однако темп чтения, который немного ниже школьного норматива, не должен вызывать у родителей и учителей панику.

Примечательно, что в школах скорость чтения проверяют, заставляя детей читать вслух, и это может существенно искажать фактические показатели усвоения текста по следующим причинам:

  1. У некоторых детей нет проблем с чтением «про себя», но есть трудности при связывании букв с определенными звуками и их произношением (разновидность дислексии). Их скорость чтения оказывается заниженной из-за проблем с речью.
  2. Некоторым людям (в частности, мне) трудно одновременно читать и понимать то, о чём они читают. Звук собственного голоса, необходимость артикулировать и делать паузы сильно отвлекают от смысла текста. Таким образом, человек тараторит механически, не получая пользу от чтения.
  3. Ребенок может стесняться своего произношения, тембра голоса, он может заикаться или шепелявить, и всё это отрицательно сказывается на его показателях.
  4. И даже если у ребёнка нет таких проблем, гнаться исключительно за количеством слов в минуту, на мой взгляд, бессмысленно.

    Быстрее не значит лучше

    Быстрее не значит лучше

    Вы замечали, как начитывают аудиокниги профессиональные дикторы в студиях? Они не просто бубнят на скорость — они играют голосом, вздыхают, интонируют, выдерживают многозначительные паузы, задерживают дыхание. Им важно донести впечатление, настроение, а не только банальные факты сюжета. Кстати, у умения добавлять смысловые оттенки с помощью голоса есть название — просодия.

    Быть хорошим читателем — это значит не только и не столько глотать увесистые тома за день. Некоторые дети очень кропотливо подходят к любой работе, так что если они читают медленно, но при этом очень внимательно вникая в суть, если они потом способны пересказать прочитанное и сделать из него верные логические выводы, то никакой проблемы нет.

    Точное количество слов в минуту гораздо менее важно, чем тот факт, что его нельзя существенно увеличить без серьёзного ущерба для понимания текста. Сейчас появилось довольно много компаний и авторских курсов, предлагающих научить вас или вашего ребёнка (за немалую сумму) секрету скоростного чтения. Мой совет: сэкономьте деньги. Разница между тем, что они обещают, и тем, чего реально можно достичь, просто колоссальная. Единственный гарантированный способ ускорить чтение — пробегать текст «наискосок», оставляя без внимания львиную долю описаний, лирических отступлений и прочих длиннот, которые кажутся нам неважными. Я вспоминаю свой собственный опыт в таком скорочтении: в шестом классе нам задали прочитать «Дон Кихота», а книгу просто невозможно было нигде достать (это сейчас почти всё доступно в электронном виде, а в те времена нужно было пешком обхаживать все городские библиотеки). Подружка поделилась со мной книгой только за два дня до урока литературы. И я этого «Дон Кихота» осилила, но сегодня сильно об этом жалею: такой печальный опыт начисто отвернул меня от этой, наверняка прекрасной, книги. Куда они ехали? Кто была эта дама? С кем там хотел сражаться Дон Кихот? Кто все эти люди???

    Как однажды пошутил Вуди Аллен: «Я прошёл курс скорочтения и прочёл “Войну и мир” за двадцать минут. Там было что-то про Россию».

    Поэтому я не особенно расстроилась, когда количество слов в минуту у сына даже немного упало за год. Он перестал захлёбываться и тараторить, пытаясь впечатлить учительницу. Для меня главное, что он влюбляется в чтение с каждым днём всё больше.

    А как обстоят дела с техникой чтения у ваших деток?

    Оксана Савостіна Оксана Савостіна
    25 мая 2020 года

Комментарии ()

    Понравилось? Поделись: